К вопросу об эффективности функционирования информационно-образовательной среды

Научный поиск /
В статье предпринимается попытка применить метод последовательных уступок для оценки эффективности функционирования информационно-образовательной среды гимназии, основанной на модели автоматизированной системы контроля качества образования.



Высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда (ИОС) представляет собой основу сетевого взаимодействия и интерактивного общения субъектов образовательного процесса, прежде всего, преподавателей и учащихся, а также их родителей и администрации образовательного учреждения.
Интегрированная ИОС ГБОУ № 630 Приморского района г. Санкт-Петербурга содержит три уровня (подсистемы):
  • педагогическая система, определяющая форму и содержание ИОС;
  • система информационно- и электронно-образовательных ресурсов, ресурсов информационной среды и др. ресурсов, влияющих на образовательные результаты;
  • образовательная медиа-среда, включающая социокультурные и познавательные ресурсы, направленные на образование, самообразование и саморазвитие учащихся.
После создания трехуровневой ИОС была проведена оценка ее абсолютной эффективности. Под абсолютной эффективностью ИОС понимается ее влияние на достижение (при прочих равных условиях) конечной цели измерения – создание единого информационного пространства гимназии, включение его в образовательное информационное пространство района, города, страны. 
В основу оценки эффективности ИОС гимназии положен метод последовательных уступок, так как он учитывает приоритет системы по тому или иному показателю и взаимосвязь показателей. Сущность метода раскрывается в последовательности проводимых операций:
  1. С помощью моделирования или методов экспертных оценок производится качественный анализ относительной важности показателей эффективности. 
  2. Показатели располагаются и нумеруются в порядке убывания важности. 
  3. Максимизируется первый показатель и определяется его наибольшее значение.
  4. Определяется (назначается) величина допустимого снижения (уступки) показателя  и наибольшее значение второго показателя при условии, что значение первого показателя должно быть не меньше, чем полученная разница. 
  5. Определяется (назначается) величина уступки, но уже по второму показателю, которая используется при нахождении условного максимума  третьего показателя  и т. д.
  6. Максимизируется последний показатель при условии, что  предыдущих показателей должны быть не менее соответствующих величин разностей показателей и эталонов.
Полученная в результате совокупность показателей соответствует оптимальной системе или варианту ее построения. 
В результате  шагов определяется совокупность характеристик, обеспечивающих рациональные значения показателей эффективности системы. Модернизированная в процессе исследования система сравнивается с исходной системой. В результате нормализации значения показателей лежат в пределах от 0 до 1. При этом для всех показателей предпочтительным становятся их наибольшие значения. 
Далее производится определение множества эффективных систем путем последовательного исключения неэффективных из общего числа исследуемых. Анализ систем начинается с наиболее важного показателя.
Весь процесс образует цикл и повторяется п раз (п – число показателей эффективности) или до исчерпания множества систем (подсистем) и подразделения их на эффективные и неэффективные. На каждом шаге ведется подсчет исключенных систем. Когда остается одна система, испытание прекращается. В начале каждого шага производится проверка на ситуацию, когда все i – показатели систем равны. Если такое событие имеет место, то сразу осуществляется переход к следующему шагу испытаний, а данный пропускается.
Таким образом, ИОС гимназии рассмотрена в виде системы, в которой выделены подсистемы в порядке их значимости со своими элементами.
Следующим шагом является построение кодификатора, на основе методики, разработанной в Головном центре мониторинга и сертификации Национального исследовательского университета ИТМО. Согласно методике, предложенной С.А. Бояшовой [1], кодификатор представляет собой таблицу (см. табл. 1), в которой обозначены направления деятельности и мероприятия по ним (они структурированы согласно приоритетности каждого). Кодификатор составлен в укрупненном варианте (считаем, что структурные составляющие неделимы), так как задачей исследования является определение эффективности информационной системы гимназии на данном этапе ее функционирования.
 
Фрагмент кодификатора ИОС


Далее строится первичный эталон мероприятий и направлений информатизации в соответствии с кодификатором. По окончании создания ИОС гимназии, она должна эффективно функционировать.Таблица 1
Затем с помощью экспертных оценок проводился качественный анализ ИОС гимназии по основным показателям, характеризующим систему. В качестве экспертов привлекались различные специалисты. В ходе эксперимента во время проведения измерений эксперты заполняли предложенную им анкету, выставляли критерии в порядке их значимости и оценивали. Полагалось, что ИОС гимназии является максимально эффективной, если все основные показатели равны 1 (единице). Назначалась уступка 1% для каждого оптимального показателя эффективности. Сравнивались показатели эффективности функционирования ИОС, полученные эмпирически, с показателями, соответствующими оптимальному варианту ее построения. Результаты экспертных оценок всех экспертов и оптимальные показатели функционирования ИОС оформляются в сводной таблице. Полученные результаты можно отразить на графике. На конечном этапе работы были рассчитаны средние значения показателей экспериментальной и оптимальной систем.
После обработки результатов делаются выводы об уровне эффективности функционирования системы и существует ли проблема ее оптимизации.
Качественный анализ результатов анкетирования экспертов показывает, что проблема оценки эффективности функционирования ИОС гимназии является актуальной. После экспертизы принимаются соответствующие управленческие и педагогические решения. Практический результат исследования – методика оценки эффективности ИОС гимназии.
Проведенная работа подтвердила гипотезу исследования: еслииспользовать адекватную методику оценки эффективности функционирования ИОС образовательного учреждения, то это позволит повысить объективность этой оценки и обоснованность принимаемых управленческих решений.
Литература.
1. Бояшова, С.А. Теоретические  основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли  образования: автореф. дис. ... д-ра тех.  наук. – СПб., 2010. – 34 с.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.